МБУ Централизованная система массовых библиотек ГО г.Уфа Республики Башкортостан

Советские пилотские куртки «шевретки».

Стрига, Игорь. Советское – значит отличное. У наших пилотов были лучшие в мире лётные куртки / Игорь Стрига// Национальная оборона. – 2017. - №7. – С. 60-65.: ил.

(фрагмент статьи)

 

«В 1943 году у советских лётчиков появились кожаные куртки на молнии, с боковыми карманами и затяжками на талии.

В СССР во время войны для пошива пилотских курток использовали конскую, бычью или козлиную кожу. Самое массовое производство было из козы. Вообще, «шеврет» - название овчины хромового дубления, а козлиная кожа называлась «шевро», но в обиходе за пилотскими куртками закрепилось именно слово «шевретка».

Первые куртки из-за требований огнестойкости, не красились, а пропитывались кистью анилиновым красителем, позднее – полиакриловыми составами. Со временем, лет через десять усиленной эксплуатации, кожа приобретала более светлый рыжеватый оттенок на открытых участках куртки. С 1943 года для кожаной амуниции нашей армии и армии союзников цвет был общий – тёмно-коричневый.

Покрой подклада был сложным. Он зеркально  повторял крой самой куртки.

Молнии – заслуживают особого внимания. Тип молнии « под копейку» на советских «шевретках» не имеет аналогов в мире. Бегунок имел характерную завитую форму, в которую лётчики придумали вставлять копейку и использовать её как отвёртку в регулировке парашютной системы. Нижняя часть молнии имела металлическую окантовку и не пришивалась, а крепилась заклёпками к кожаной части куртки. Вырвать такую конструкцию было сложно.

Особо необходимо отметить, что производство молний в СССР было освоено до войны уже к 1930 г. Об этом свидетельствуют патенты на особые виды этих застежек, фотографии Чкалова, танкистов в комбинезонах, спортсменов в спортивных куртках. Вопреки неизвестно откуда взявшемуся мнению, что «молний» до войны не было, их применение в Советском Союзе было массовым.

Уникальность отечественной «шевретки» обусловлена большим количеством ручного труда. При этом нет никакого эклектизма. Каждая деталь обусловлена исключительно практичностью и увеличением срока эксплуатации куртки. По сравнению с ней американская куртка является сверх утилитарной. При повреждении воротника, манжет и прочих элементов, американская лётная куртка не ремонтировалась, а заменялась новой.

Все особенности советской лётной куртки середины прошлого века являются уникальными. Ни в одной армии мира так не шили».